?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О сопротивлении ликвидации ПГФА
lakonic
Мой стаж работы в фармакадемии невелик – всего два года. Два года, когда я одновременно работала на двух-трех работах, одновременно занималась наукой и преподаванием. Обилие работ не позволяло сколько-нибудь однозначно связать себя с коллективом ПГФА. Однако то, что происходит в настоящее время, эти грубые попытки «слияния» ПГФА и ПГМУ, вызывают во мне бурное негодование. И от этого я острее, чем когда-либо ощущаю себя частью преподавательского состава фармакадемии.

Перспективы такого вот «объединения» сюрпризом не были. О них говорили еще несколько лет назад. Но в ту пору пресловутая «эффективность» ПГФА была даже выше эффективности ПГМУ, а потому для обеспечения возможности слияния необходимо было провести ряд дополнительных деградационных манипуляций, с которыми, надо признать, с успехом справилась ректор фармакадемии – Т.Ф. Одегова. Отчасти – по указке сверху, отчасти – за счет своего исключительного «таланта» управленца.

Вспоминается разговор Татьяны Федоровны с коллективом нашей кафедры как-то под Новый год. Сотрудники пожаловались ректору о том, что целый год волновались, не присоединят ли ПГФА к ПГМА. Когда Одегова выпалила нечто вроде: «А вот я знала, что всё будет нормально!» – коллеги спросили ее, почему же она тогда не поделилась этим ценным знанием со своим коллективом. На что ректор заявила: «А что? Сотрудников полезно держать в стрессе!»

Тогда меня удивило и покоробило даже не то, что такие мысли в голове у ректора водятся, а то, что она их решается высказать в присутствии своих подчиненных! Вот это уже было в высшей степени хамством. Хамством, рассчитанным на полную аморфность своего коллектива и отсутствие у него своеобразного группового чувства собственного достоинства.

Но когда общественности стали известны скрытые планы ликвидировать ПГФА уже чуть ли не с 1 января, я, к своей великой радости, увидела, что это чувство собственного достоинства у фармакадемии всё же есть. И оно себя проявило в форме писем преподавателей и студентов, а также в форме готовности выступить в защиту своего вуза на воскресном видеообращении. Меж тем, начальство цинично давило и давит на преподавателей, аспирантов и студентов. Убеждает, что в составе ПГМУ или ПГНИУ фармакадемии будет лучше. Призывает не подписывать, не записывать, не ходить.

На этом фоне особенно неприглядно выглядят заверения ректора ПГМУ и некоторых СМИ в том, что никакие там студенты писем никаких не писали. Что всё это начальство ПГФА – само написало, само заставило подписать. Это называется не иначе как информационная война. Что ж, на войне как на войне.

В этой войне я однозначно выбираю свою сторону. К слову, рискуя своей работой преподавателем, к которой планировала вернуться сразу после завершения отпуска по уходу за ребенком. Но иначе не могу. Я видела результаты «слияния» ряда учреждений среднего профессионального образования в Перми. Как правило, это прямой путь к ликвидации учебных заведений с целью освобождения занимаемых ими помещений (находящихся, зачастую, в центре города) и сокращения бюджетных затрат.

Им тоже в свое время говорили, что после объединения станет только лучше: возрастет зарплата преподавателя, улучшатся условия работы, обеспечение кафедр и факультетов… А в последствии проводились массовые сокращения, происходило падение набора студентов. Масштабные переезды фактически блокировали работу. При этом происходила порча имущества, оборудования. Эффективность работы учебных учреждений стремительно снижалась, после чего коллективу новообразованной химеры заявляли, мол, что-то вы вообще плохо работаете. Надо вас еще с кем-нибудь «объединить».
Я также в курсе о том, каковыми оказались результаты «присоединения» к ПГМУ фармучилища и центра для повышения квалификации медперсонала. Медакадемия их практически «съела». И такая же судьба, не сомневаюсь, ждет и фармакадемию.

Гегель говорил, что свободный человек отличается от раба тем, что рискует своей жизнью ради свободы, тогда как раб предпочитает сохранить себе жизнь, поплатившись свободой. Этот тезис невероятно актуален и сегодня, только теперь вместо слова «жизнь» уместнее поставить что-нибудь из слов «карьера», «перспективы» и пр. У нас есть выбор: всем коллективом, единым фронтом встать против беспредела чиновников и навязываемого сверху присоединени вуза либо покориться производимой нынче ликвидации ПГФА.

Это ясно, что, чем более массовым и согласованным будет ответ, тем менее уверенными станут ликвидационные замашки чиновников. Один раз я уже видела такую победу над запущенной махиной по «оптимизации» и «реорганизации» учебных заведений. Тогда студенты колледжа «Оникс», музыкального, строительного и других колледжей в едином порыве вышли на митинг и заявили о своем праве влиять на судьбу своих учреждений. На них тоже давило руководство. Их тоже призывали не ходить на митинг. Но они были смелыми – рискнули своим положением, и – победили.

Отступая и отказываясь от борьбы, мы предаем тех, кто не отступает и не отказывается. Предаем и ставим их под удар бюрократической махины. Меж тем, если протест будет согласованным и массовым, никто ничего нам не сможет сделать: всех не уволишь, не отчислишь. Более того, в условиях согласованности и взаимной поддержки давление на отдельных людей вызовет массовый отпор. С людьми, вышедшими на массовую акцию, власть не сможет не посчитаться без существенного ущерба для себя.

В целом, мне понятна позиция людей, отказывающихся от протеста. Когда ты в одиночестве, это, безусловно, того не стоит: руководству ничего не стоит пресечь активность пары-тройки пассионариев, действующих в среде пассивно настроенных коллег. Так и результата не добьешься, и понапрасну потеряешь место работы.

Однако я вижу, что огонек все-таки зажегся: преподавательскому составу и студентам не всё равно. Они готовы защищать своё! И понимаю, что, не встав на их сторону сегодня, не поддержав этот справедливый протест, буду чувствовать себя предателем. А это, пожалуй, хуже, чем просто лишиться места. Поэтому я целиком и полностью поддерживаю тех, кто сегодня стоит за сохранение самостоятельности ПГФА. Поэтому я, безусловно, буду участвовать в записи завтрашнего видеообращения представителей фармобщественности. Мне не безразличны ни судьба фармации, ни судьба образования в нашей стране. И безразлично мнение тех, кто, солидаризируясь с начальством, пытается проводить подрывную работу в преподавательском и студенческом коллективах фармакадемии, призывая «не ходить», «не выступать», «не участвовать».
Tags:


  • 1
"Это ясно, что, чем более массовым и согласованным будет ответ, тем менее уверенными станут ликвидационные замашки чиновников".

Чиновники в таких случаях делают ставку на аморфность и пассивность коллектива. Если коллектив проявляет активность, то начинают использовать ресурсы административного давления. Но если коллектив показывает и доказывает на практике готовность противостоять любому давлению, то чиновники сразу пасуют. Потому что каждый их дальнейший шаг будет отзываться статьями в СМИ, выступлениями и заявлениями студентов и преподавателей, протестными акциями. Как правило, такое развитие событий приводит к снятию чиновников со своих должностей. Именно так закончились попытки Агентства по управлению госучреждений оптимизировать ряд средних специальных образовательных учреждений два года назад, эта структура была расформирована.
http://fedotov1384.livejournal.com/330278.html

> Как правило, такое развитие событий приводит к снятию чиновников со своих должностей.

Именно, поэтому они будут давить до упора. Тут всё зависит от решимости коллектива ПГФА. Кроме них и за них никто ничего, разумеется, не сделает.

>"Тут всё зависит от решимости коллектива ПГФА"

Конечно, в гражданской стойкости, смелости и решимости будет состоять ответ на этот серьезный вызов "оптимизации". Каждый сегодня стоит перед моральным выбором, от которого зависит будущее учебного заведения. Но главное, что поведение в сложившейся ситуации поможет ответить каждому на экзистенциальный вопрос "Кто я такой?" и "Кто те люди, работающие и обучающиеся рядом со мной?

Спасибо, Лариса Альбертовна, ваши слова сейчас важны как никогда.

Не за что, Павел Сергеевич. Я не могу не поддержать коллег в такой ситуации.

Спасибо за статью

Судьба тех, кто слил свои учебные заведения видна на примере сотрудников упомянутых здесь фармучилища и центра для повышения квалификации медперсонала. Учебные заведения съедены, а сотрудники выплюнуты на улицу. Так что еще вопрос кто больше карьерой рискует.

В том-то всё и дело. Некоторые до последнего надеются, что это всё пройдет мимо них. Есть конечно те, мимо кого это все-таки проходит. Но большинство, разумеется, пострадает.

Неужели после всех "оптимизаций" последних лет ещё находится кто-то, кто верит в ложь про то, что "будет только лучше"? Думаю, люди все же должны понять, что это не тот случай, когда можно просто сидеть и наблюдать. Ну - если конечно для них их учебное заведение что-то значит.

меня это тоже удивляет, но да, до сих пор находятся сторонники этой вот философии ВШЭ, согласно которой нужно сокращать всё (я о бюджетных затратах), что не приносит прибыли. А из социальной сферы прибыли ничего не приносит. Стало быть, вот и надо сократить всё под ничего.

Edited at 2014-12-13 02:28 pm (UTC)

Да уж, невежество и наглость тех кто это затеял растет на глазах. Главное, что ребята организовались против этой гидры!

Просто главное - не сдаваться, не смотря ни на что. Студенты и преподаватели достойны уважения, они проявили свою гражданскую позицию, выступили в защиту родного ВУЗа. Но может так случиться, что писем будет не достаточно и понадобятся иные формы работы: публичные мероприятия, круглые столы, комментарии СМИ и т.д. К этому надо быть готовым. Начало хорошее, всё получится, главное - не отступать!

  • 1